Как выглядит?
Рост – 68 – 75 см. Вес 9,300 – 11.100 кг.
Окружность головы 46 см. Родничок еще не зарос, но в размерах уменьшился, где-то 1*1 см, «спокойный» (иногда может пульсировать, когда ребенок плачет, например).
Зубов может быть 2 верхних и 2 нижних центральных резца (это средние показатели сроков прорезывания зубов), а может не быть и ни одного зубочка, все это является индивидуальной нормой (при условии, что ребенок не болен и нормально питается). Подвижный, активный, веселый, с богатой мимикой и умными глазками.
Что умеет?
Ребенок хорошо и быстро переворачивается, как с живота на спину, так и со спины на живот. Хорошо ползает в различных направлениях, пытаясь добраться до заинтересовавшего его предмета. Умеет вставать, придерживаясь за опору и немного самостоятельно, не держась, стоять. Может переступать, опять же с опорой, некоторые детишки уже начинают самостоятельно ходить. Если вы ранее плясали с малышом, слушали вместе музыку, пели, то он, уцепившись за ваши руки или край манежа, услышав знакомую мелодию, пританцовывает, притоптывает крошечными ножками.
Вы решили начать приучать ребенка к горшку? Можно попробовать это важное занятие – горшок малыша уже не испугает. Игрушками занимается подолгу: катает машинку, открывает и закрывает, вкладывает меньший предмет в больший. У ребенка формируется возможность взять предмет двумя пальчиками. А из протянутой к недосягаемому предмету руки формируется под влиянием реакции взрослого «указующий жест» (ребенок тянется и не может достать – взрослый видит это и дает малышу – кроха запоминает эту связь и в следующий раз просто укажет на то, что его интересует). Через какое-то время можно попросить ребенка показать знакомый ему предмет, и к вашему удовольствию он покажет.
Любит играть с другими детьми, ползает за ними, смеется. «Болтает» уже намного охотнее, он говорит «ма-ма, па-па, ба-ба, ой-ой, дай-дай». Это еще не обращенные к предмету настоящие слова. Но ребенок находится на этапе очень важном для развития его речи, превращения лепета в разговор. Он скоро начнет понимать ваши слова (раньше малыш мог понять интонацию и отдельные звукосочетания, но слова, как таковые, не понимал).
Кроха умеет пить из чашечки, придерживая её руками (если вы предлагали ему делать это ранее), грызет корочку, печенье или баранку, удерживая ручкой. Бодро и весело по вашей просьбе делает «ладушки», звонко шлепая ладошками, и выполняет некоторые другие заранее разученные «игры».
Чем занимается?
Спит пару раз в день приблизительно по 2 часа и 10 – 11 часов ночью. В общей сложности за день спит 14,5 – 15 часов. Кушает 4 – 5 раз в день. Перерывы между кормлениями 4 часа. Продолжает употреблять мамино молочко и уже много всего попробовал иного (овощное пюре, фруктовое пюре, творожок, кефир, телятину, крольчатинку, мясо курочки, различные кашки). Во время бодрствования веселится, играет, «общается», изучает мир.
Что с ним делать?
Продолжайте ласкать, целовать, не боясь избаловать, — ребенку нужен телесный контакт. Это даст малышу ощущение комфорта и покоя, следствие – ваша кроха не потратит свои силы на достижение этого состояния и будет активнее развиваться. А чтоб учиться и исследовать этот мир малыш мог без риска для здоровья, не забудьте обезопасить квартиру. Все места, куда ребенок имеет свободный доступ нужно как следует проверить. Нет ли острых углов (малыш встает и ходит, но координация у него «никакая»), если есть, то надо бы надеть на них мягкие защитные накладки. Уберите из мест, куда может дотянуться ребенок, предметы, которые малыш может уронить и разбить, развинтить и содержимое съесть, порезаться, проглотить, уколоться. В метре от пола не должно быть ничего опасного. Пусть в каждой комнате, будут игрушки, которые заинтересуют кроху. Есть специальные устройства, чтобы ребенок не смог открыть шкафы, не прищемил пальчики дверью. Проверьте, нужно ли вам это, и установите. Манеж, конечно, чудесная вещь – это личный уголок ребенка, к которому он привык и чувствует себя в нем в безопасности, а вам спокойно можно заняться делами, не боясь, что ваша кроха может нанести себе вред.
Продолжайте кормить грудью. Замените еще одно кормление прикормом. Познакомьте малыша с мясом (телятина, крольчатина, мясо цыпленка). Добавьте мясное пюре в овощное – это будет полноценный обед. Не переживайте, если кроха отказывается от какого-нибудь прикорма, и не заставляйте малыша. Если ребенку не нравится тот или иной вид прикорма, откажитесь от него как минимум на неделю и потом попробуйте дать опять. Допускается до 10 попыток. Помните, что ребенок это человек, со своими вкусами. Вам то же не нравится что-то? Знаю некоторых детей, которые кроме кашки и творожка ничего не хотели есть, и их мамы очень переживали по этому поводу. Не нужно. Малыш может получить все необходимое ему и из других продуктов (белок из вашего молока и творога, углеводы из молока, каш, фруктового пюре ets. ).
Продолжайте купаться и гулять. Не нужно одевать малыша излишне тепло, его не «продует», одевайте как себя, плюс маечка и, если ребенок на улице спит, то одеяльце — укрыть спящего. Плохо, если ваш ребенок вспотеет, нет болезни «простуда». Купайте каждый день в прохладной воде, с любимыми игрушками. Делайте гимнастику, массаж, танцуйте, слушайте музыку. Сопровождайте все общение с ребенком правильной приятной речью и улыбкой – вот увидите, ваш малыш очень скоро заговорит.
Игры можно продолжать те, в которые вы начали играть ранее. Учитесь собирать пирамидку – это развивает логику и координацию ребенка. То же самое — разного размера разноцветные стаканчики, которые можно вложить один в другой. Покажите и расскажите малышу – ему пока просто понравится вкладывать меньшее в большее, а постепенно он поймет суть. Эти игры развивают мышление и координацию. Покидайте мячик со словами: «Лови – кидай!». Наберитесь терпения – и после нескольких повторов ребенок по вашей просьбе поймает и кинет вам мячик.
Продолжайте разучивать «ладушки». Покажите ребенку любимую игрушку и «спрячьте» её, накрыв покрывалом. Попросите его найти вещь. Если у ребенка плохо получается, помогите ему. А когда он найдет – изобразите шумный восторг. Подбадривайте малыша.
Меню и режим.
- 6.00 – грудь матери, сон;
- 9.00 – гигиенические мероприятия, массаж, гимнастика;
- 10.00 – кушаем кашку гречневую с яблочком, безмолочную, приблизительно 170 мл, сок 40 мл; потом игры,общение;
- 11.30 – сон;
- 13.30 – необходимые гигиенические мероприятия, игры, общение;
- 14.00 – кушаем овощное пюре из брокколи 140 мл, 30 гр пюре телятины;
- 15.00 – идем гулять, на прогулке спит;
- 18.30 – 60 гр.творога, 60 гр. фруктового пюре, 60 мл сока;
- 20.00 – купаемся, массаж, необходимая гигиена перед сном;
- 21.00 – кашка овсяная 130 мл;
- 22.00 – грудь матери, спим;
ночью – по необходимости гигиенические мероприятия и грудь матери.
Режим приблизительный, можно менять в зависимости от темперамента, здоровья ребенка и внешней ситуации. Режим – это не насилие над ребенком, а умелая адаптация своего распорядка под потребности ребенка.