Пять вопросов о раннем развитии ребенка.

Основа характера ребенка закладывается в первый год  его жизни. Но многие мамы считают, что надо пока ребёнок мал, важно, чтобы он хорошо кушал и все, либо, что в нем уже все заложено природой, что он уже с характером, поэтому самое правильное — наказывать ребенка, которому еще и года нет. Или же надо таскать годовалую кроху в десяток кружков, чтобы он был лучше всех! И появляется масса вопросов: «Он уже с характером или нет?», «Есть смысл создавать гения?», «Понимает ли он что-нибудь?», «Что нужно для раннего развития ребенка?» Попробуем ответить на 5 самых частых вопросов.

Итак, окончательное формирование характера происходит к 18 годам, а то и позже (!!!), но основу мы начинаем создавать с рождения.  До года мышление образно- чувственное, а к году жизни мышление оформляется. Отсюда и способы раннего развития.

Вопрос №1: Накормить и спать уложить – большего не надо?

Есть такое понятие, как импринтинг. Запечетлевание. В первые минуты после рождения ребенка выкладывают матери на живот, и он бессознательно запоминает ее запах, какая кожа на ощупь, как она дышит, как трогает. И в дальнейшем, когда он опять чувствует ее тепло, ее прикосновения, новорожденный обретает состояние безопасности. Еще в утробе плод слышал голос матери практически не искаженным. Вот и после рождения новорожденный, услышав голос мамы, успокаивается. Важное условие нервно-психического развития ребенка – это чувство безопасности. И спокойный, ласковый мамин голос дает ощущение защищенности. То есть, нахождение рядом с ребенком мамы, которая не только молча кормит и переодевает, но и разговаривает, обнимает, целует (при чем, именно мама), дает возможность быстрого развития нервно-психической системе ребенка.

Уверенный в себе, эмоционально устойчивый взрослый человек,  скорее всего, получил в раннем детстве установки: «Ты нужен, любим. Всё хорошо, ты в безопасности». В противном случае, когда новорожденного рано отдают няням, либо мама формально относится к пестованию младенца, то этому ребенку сложно достичь состояния безопасности. И все силы его нервной системы направляются на охрану, и развитие тормозится.

Желательно, если бы няня и нанималась, то действительно по необходимости. И чтобы это был один человек на несколько лет. Привязанность к одному человеку даст ребенку уверенность, спокойствие, чувство защищенности, а значит, позволит развиваться. А подросший человек сможет построить доверительные отношения с другими, сможет дружить и любить.

Вопрос №2 – Надо ли окружать ребенка игрушками, поющими и рассказывающими сказки, яркими и броскими?

Вернемся с базовому стремлению к точке комфорта, к ощущению безопасности. Так вот яркий цвет воспринимается, как несущий угрозу. Это заложено генетически. И ребенок реагирует на яркий цвет «замиранием», все силы его нервной системы направляются на достижение покоя, как бы консервируются. А игрушка спокойных, пастельных тонов успокаивает и позволяет активно развиваться.

Про количество – если игрушек много, то внимание рассеивается, что так же снижает продуктивность развития. Кроме того, часто бывает так, что женщина, ограничивая свое общение  с ребенком (это связано с мотивами зачатия), испытывает чувство вины и буквально заваливает малыша игрушками. А ограничение в общении, как уже было ранее написано, тормозит развитие. Тоже касается и использование записей сказок, вместо личного общения.

Вопрос №3 – как часто брать ребенка на руки, можно ли его этим избаловать?

Такая позиция, когда ребенок может надрываться, кричать, а мама не пытается его успокоить, очень опасная. Ребенок в такой ситуации не удовлетворяет свои базовые потребности, такие как ощущение себя нужным, любимым, защищенным. И соответственно, развитие его замирает. Кроме того, новорожденный ребенок не просится на руки просто так, он не умеет капризничать. И нужно устранить причину этого беспокойства.

Если же мать будет просто в панике качать ребенка, то избаловать-то не избалует, но и пользы для ребенка не будет: тревога матери легко передается ребенку. Такое поведение тоже может затормозить его развитие. Почему затормозит? Потому что бесконечное ношение на руках таких детей приводит к тому, что мать изматывается, становится раздражительной и дерганой, она начинает срываться на близких и иногда (это ужас!) на ребенке, у нее «пропадает» молоко, она впадает в «депрессию». То есть, из источника безопасности превращается в угрозу. А что делает ребенок, когда теряет чувство защищенности? Правильно, он замирает и замедляет свое развитие.

Здоровые дети, которых ничего не беспокоит, не нуждаются в бесконечном ношении на руках, они спят по 18-20 часов в сутки! И ребенок не начинает кричать сразу, как проснулся просто так. Если он проснулся и кряхтит, то мгновенно хватать его на руки не нужно, не избалуете, а вот выработать вредный рефлекс сможете. Для него важно чувствовать, что рядом мама, слышать ее голос. Не скупитесь на ласковые слова!

Бывают моменты и у здорового ребенка, когда он кричит и беспокоится, тогда нужно попытаться устранить все причины беспокойства — в первую очередь и не волноваться, что если вы сейчас его покачаете, то он привыкнет. Нет. Не привыкнет.  А вот в чем они нуждаются и чем избаловать невозможно, так это в целовании, обнимании, массаже и поглаживании в перерывах между кормлением и сном.

Не нужно приносить себя в жертву, это чревато. Нужно ласкать, целовать и любить ребенка, учиться понимать его, удовлетворять его основные потребности и не забывать заботиться о себе, потому что ребенку нужна веселая ласковая мама, а не издерганная невротичка.

По 3-х летним детям уже четко можно определить достаточно ли его мама его целовала, брала на руки, обнимала. То есть те, которых мало брали на руки, с которыми мама недостаточно говорила, либо была очень раздражительна, либо наоборот целый день носила на руках, так вот эти дети с большим трудом привыкают к детскому коллективу, очень страдают, отрываясь от мамы при помещении в садик. Те же дети, мамы которых удовлетворяли их потребность в защите в достаточном количестве, смело шли на контакт, потому что чувствовали уверенность в том, что их любят.

Вопрос № 4. Нужно ли развивать ребёнка с пелёнок?

Да, но правильно! Если идти наперекор природе, то будет больше вреда для ребенка. Нужно знать его потребности в каждом периоде развития. В самом начале жизни у ребенка развивается чувственная сфера, и если перегружать другие участки головного мозга, то произойдет это за счет обкрадывания актуальных отделов.  То есть, такие дети могут быть эмоционально неразвитыми, неуютно чувствовать себя в детском коллективе.

Когда родители пытаются сделать из ребенка гения, искусственно впихивают знания, этот перегруз сказывается крайне негативно на психическом состоянии ребенка. Многие мамы торопятся развивать малыша, из соображений личного эгоизма.

Здоровый ребенок научится читать, рисовать, считать и для этого не нужно в кроватку к новорожденному вкладывать буквы и ставить записи с английской речью. Для раннего развития нужно создать условия для активного и естественного процесса. То есть, спокойную благоприятную атмосферу дома, достаточный контакт с мамой.

Разговаривайте с малышом, играйте вместе с ним, читайте книжки, лепите и рисуйте, смейтесь и пойте. Это нужно для вашего ребенка. И возможно, он станет великим!

Вопрос № 4. Понимает ли младенец, о чем говорят взрослые?

Ребенок, который еще не умеет говорить, не понимает нашу речь в том виде, как взрослый. Но он понимает интонацию — эмоциональный компонент. Кроме того, он создает словесный запас. То есть, от того, как и что мы говорим в присутствии ребенка, будет зависеть его грамотность, его модель поведения с окружающими. Следите за своей речью и речью папы, чтобы первым словом вашего малыша не стала матерная брань!

Для правильного развития ребенка важно, чтобы мы разговаривали с ним. Не поймет он слов, но запомнит ситуацию, интонацию, настроение, эмоцию. Комментируйте свои действия («сейчас наденем штанишки и пойдем гулять», «вот какая чашечка, давай попей из нее», «давай погладим животик, и он перестанет болеть»). Ребенок будет доверять вам, он будет активно развиваться, потому что рядом есть надежный спокойный человек, значит все в порядке. Он раньше начнет говорить.

Вопрос №5. Разовьется ли музыкальный слух у младенца, если давать ему слушать классическую музыку?

Прямого доказательства, что прослушивание классики привело к развитию музыкального слуха, нет. Но есть другие научно доказанные факты. Например, музыка Моцарта обладает особым свойством. Звуковые колебания его композиций вступают в резонанс  с электрической активностью головного мозга и стимулируют его работу. Опытно доказано, что эффективность работы, обучения  увеличивалась значительно после ежедневного прослушивания музыки Моцарта.

Существует направление музыкотерапии, когда людям дают прослушать определенные композиции с целью получения лечебного эффекта. Доказано, что именно лечебными свойствами обладают только произведения классиков.

Так что, самое лучшее, что вы можете сделать для раннего развития ребенка, это давать достаточное общение с вами, создание спокойной, доверительной атмосферы дома и любовь, выраженная не в игрушках и дорогих развивающих центрах, а в нежности, заботе, понимании, ласке. Ваша любовь – вот самый мощный развивающий центр для вашего сокровища!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *